Коллекции изобразительного искусства

Живопись

Коллекция живописи Мурманского областного краеведческого музея состоит из 464 единиц хранения. Произведения живописи, хранящиеся в музее, отражают в первую очередь краеведческую тематику. Обширно представлены северные пейзажи, картины о повседневной жизни Мурманска и области, полотна на тему Арктики. Большое количество живописных произведений посвящено Великой Отечественной войны. Богато представлен также портретный жанр. Коллекцию живописи нашего краеведческого музея невозможно представить, конечно же, без работ саамской тематики. В фондах хранятся картины Н. М. Морозова, А. А. Сергиенко и других художников, посвященные саамам Кольского полуострова.

 

   

 

К числу наиболее ценных картин живописной коллекции музея принадлежат две работы кисти А. А. Борисова, написанные в 1896 году — «Екатериненская гавань в начале марта» (написание оригинала) и «В Кандалакшском заливе». Александр Алексеевич Борисов — ученик великих русских пейзажистов И. И. Шишкина и А. И. Куинджи, был первым художником, посвятившим свой талант живописца изображению природы полярных окраин России. «Поэт Севера», как называл его известный русский художник Н. К. Рерих, А. Борисов участвовал на рубеже XIX и XX вв. в нескольких полярных экспедициях и увлекательно рассказал своими картинами и этюдами о стране вечного льда.

198 единиц хранения живописного фонда относятся к иконописи. Почти все — северные, поморские иконы. В музей они поступили благодаря экспедициям по Терскому берегу: были закуплены или получены в дар от жителей поморских сёл. Из этого числа 10 — «Богоматерь», «Господь Вседержитель», «Деисус», «Святой Николай Чудотворец», «Священномученик Антипа», «Трифон Печенгский, апостолы Пётр и Павел», «Иоанн Предтеча» (4 иконы) — наиболее древние, относящиеся к 17 веку.

Самая же большая из хранящихся в музее икон — «Трифон Печенгский», созданная в 1908 московским иконописцем И. Ф. Ерзуновым. Она поступила в живописный фонд в 1965 году из посёлка Печенга. В июне 2007 — феврале 2008 года икона проходила реставрацию в московском Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И. Э. Грабаря. 15 февраля 2008 года отреставрированная икона «Трифон Печенгский» вернулась в музей.

Графика

В коллекции «Графика» числятся 762 единицы хранения. Особый интерес представляют работы одного из основателей Общества по изучению Мурманского края и Мурманского краеведческого музея, «бытописателя Мурманска» Якова Алексеевича Комшилова. В фондах музея хранится более 200 его рисунков и живописных этюдов. Большинство из них посвящено Мурманску, природе северного края, часть рисунков создана по мотивам саамских легенд и сказок. Рисунки на темы строительства Мурманска представляют интерес как документальное свидетельство изменения облика города в течение 40 лет. Работы Я. А. Комшилова уникальны ещё и потому, что в фондах музея крайне мало изобразительного материала, характеризующего Мурманск 1920-х — 40-х годов. Многие из графических произведений этого автора удачно дополняют фотофонд музея по краеведческой тематике ещё и потому, что значительная их часть — это своеобразные «изобразительные документы», где точно указано не только название изображённого, но также полная дата (год, месяц, день) создания рисунка.

Наибольшее количество графических работ посвящено теме Великой Отечественной войны. Здесь стоит выделить рисунки (161 единица) старшего сержанта Александра Михайловича Хмылева, сделанные им в 1944 году на Мурманском направлении. В его альбомах — портреты воинов Карельского фронта, тружеников комбинатов «Североникель» и «Апатит», сандружинниц Мурманска.

Скульптура

В коллекции «Скульптура» числится 98 единиц хранения, относящихся преимущественно к 50-м — 80-м годам прошлого века. Скульптурные изображения выполнены в гипсе, камне, мраморе, металле и дереве. Наиболее широко представлен портретный жанр (бюсты политических деятелей, героев Великой Отечественной войны, учёных, простых тружеников), есть также произведения анималистического жанра. Наиболее интересные произведения мелкой пластики представлены для посетителей в музейной экспозиции «Старая квартира (Интерьер жилой комнаты 1950-х гг.)».

Декоративно-прикладное искусство

Собрание декоративно-прикладного искусства Мурманского областного краеведческого музея обширно и разнообразно (около полутора тысяч единиц хранения). В его составе — кружево, плетёное на коклюшках и вязаное крючком: вологодское (мастеров знаменитой фабрики «Снежинка»), вятское, елецкое, липецкое. Представлена большая коллекция традиционной русской игрушки — глиняные дымковская, каргопольская, филимоновская, абашевская, калужская и деревянная богородская. Есть изделия художественной росписи — хохломские, городецкие, семёновские, предметы с трёхгранно-выемчатой и плоскостно-рельефной резьбой, шкатулки, оформленные прорезной берёстой, изделия из капа.

Важная составляющая коллекции декоративно-прикладного искусства — прославившие Россию резные изделия из кости (моржовой и мамонтовой) и рога. Они представлены работами мастеров Севера и Сибири, а также подмосковного села Хотьково, ремесленники которого издавна специализировались на этом виде художественного промысла.

В коллекции присутствуют изделия лаковой миниатюры из всех центров этого художественного ремесла России — Федоскина, Мстёры, Палеха, Холуя. Отдельные группы собрания декоративно-прикладного искусства — роспись по металлу (жостовские подносы) и фарфоровые скульптурные группы.

Большая часть коллекции декоративно-прикладного искусства расположена в Открытом хранении, куда проводятся тематические экскурсии для организованных групп посетителей.