28 июля 85 лет назад состоялась экспедиция ледокола «Александр Сибиряков» по Северному морскому пути

Ледокольный пароход «А. Сибиряков» был построен в 1909 году на верфи Глазго (Великобритания) для зверобойного промысла в Арктике. Он имел водоизмещение 1383 т, длину 73,5 м, ширину 10,9 м, мощность паровой машины около 2000 л.с., скорость хода 13 узлов. В 1916 году судно было приобретено Морским министерством России и названо в честь русского золотопромышленника и исследователя Сибири Александра Михайловича Сибирякова.

28 июля 1932 года «А. Сибиряков» под командованием капитана Владимира Ивановича Воронина с экипажем 50 человек, 12 научными работниками и четырьмя пассажирами вышел из Архангельска, чтобы впервые в истории пройти по Северному морскому пути из Белого в Берингово море за одну навигацию. Экспедицию возглавил профессор Отто Юльевич Шмидт, его помощником был профессор Владимир Юльевич Визе. Плавание проводилось по научной программе Второго международного полярного года.

В Карском море появились первые льды. 10 августа «А. Сибиряков» взял курс на архипелаг Северная Земля. Пролив Вилькицкого оказался забит тяжелыми многолетними льдами и было решено обойти архипелаг с севера. Это удалось сделать впервые в истории мореплавания. Однако, на 81˚07 с.ш. «А. Сибиряков» встретил сплошные паковые льды. Достигнув самой северной точки своего плавания 81˚28 с.ш. и 96˚54 в.д., пароход повернул к югу, вдоль восточного берега Северной Земли.

26 августа экспедиция прибыла в бухту Тикси. Пополнив запасы угля, 30 августа судно направилось на восток, к устью Колымы и проливу Лонга. После 167-й меридиана начались многолетние торосистые льды. К 10 сентября «А. Сибиряков» достиг о. Колючина, где в тяжелых льдах сломал все четыре лопасти гребного винта. Для их замены был создан дифферент на нос путем перемещения 400 т угля и запасов продовольствия. В результате гребной вал оказался на глубине менее 1 м. Через шесть суток, в ледяной воде лопасти были заменены. Но 18 сентября обломился и утонул конец гребного вала вместе с винтом. «А. Сибиряков» потерял ход, начался его дрейф во льдах. Постановкой якоря и подрывом льдин экипаж старался не допустить перемещения судна обратно на запад. 27 сентября сильный попутный ветер разогнал льды. Под самодельными парусами «А. Сибиряков» стал двигаться со скоростью до 0,5 узла.

В 14 часов 45 минут 1 октября 1932 года усилия экспедиции увенчались успехом. «А. Сибиряков» вышел на чистую воду у входа в Берингов пролив. На буксире рыболовецкого судна «Уссуриец» пароход вошел в бухту Провидения. Задача, поставленная перед экспедицией, была выполнена за 65 дней. 17 декабря 1932 года Постановлением ЦИК СССР ледокольный пароход «А. Сибиряков» был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 

Фотография из фондового собрания ГОАУК "Мурманский областной краеведческий музей" Фотография из фондового собрания ГОАУК "Мурманский областной краеведческий музей"