Кандалакша

Одно из первых поселений Кольского полуострова – Кандалакша –  появилось в устье реки Канды, что впадает в Кандалакшский залив. До конца второй половины XVI века Кандалакша являлась центром Русской Лапландии, но с образованием Кольского уездного управления в 1582 году «столичные» функции перешли к Коле.

Основную роль в истории Кандалакши сыграл просуществовавший почти два столетия Рождества Пресвятой Богородицы (Кокуев) мужской монастырь, по преданию основанный в 1548 году Феодоритом Кольским.

В XVI–XVII веках, согласно имеющимся документам, Кандалакшский монастырь процветал. Он имел хлебную, швальню, дружинную, поварню, коровник и амбары, мельницу на реке Лупче, морские рыболовные тони (места), соляные варницы, сельскохозяйственные и лесные угодья. Рост монастырского хозяйства способствовал прогрессу экономической жизни края, установлению торговых связей с другими землями.

Мирную жизнь Кандалакши постоянно нарушали вторжения западных соседей. Одно из первых нападений произошло в мае 1589 года, когда шведские войска практически уничтожили селение. Погибло 450 человек. Память об этой трагедии позже передавалась местными жителями из поколения в поколение. Не меньшие потери понес и монастырь.

На протяжении столетий основными занятиями жителей Кандалакши были промыслы на море, реках и в лесах. Солеварение играло важную роль и являлось основой благополучия обитателей Кандалакшского побережья. Добываемая из морской воды соль называлась «морянка». Однако в первой четверти XVIII века на рынке появилась более дешевая соль - «пермянка», выпаривавшейся из скважин соляных месторождений Пермского края, и местное солеварение утратило свое значение. Взамен в Кандалакшской губе начал развиваться сельдяной промысел. В 1742 году Кандалакшский монастырь был упразднён «по скудости и неумению братии и служителей». Промысловый календарь был круглогодичный: одно занятие сменяло другое. Весной в Кандалакшском заливе поморы начинали охоту за тюленями, летом промышляли белуху, осенью отправлялись за нерпой. В мае и июне женщины и дети собирали птичьи яйца и гагачий пух. Зимой почти в каждом доме пряли пряжу и вязали сети, ткали холсты. Владельцы оленей и лошадей занимались извозом.

События Крымской войны (1853–1856) не обошли стороной Кандалакшу. В июне 1854 года в Белом море появилась англо-французская эскадра. 20 июля английский паровой фрегат «Эвридика» под командованием капитана Э. Оммани подошел к Кандалакше. Жители укрылись в лесу. С «Эвридики» послали 150 матросов, которые ограбили поселение и вернулись на фрегат. Летом 1855 года англо-французская эскадра снова вошла в Белое море и начала разорять и грабить поморское население. В этот раз кандалакшане оказали сопротивление. В результате девятичасовой бомбардировки в Кандалакше сгорели 46 крестьянских дворов, 29 амбаров, церковь, общественный хлебный склад.

Привычная жизнь тихой Кандалакши внезапно нарушилась в 1915 году. Рядом с селением началось строительство Мурманской железной дороги, которая в 1916 году связала Петрозаводск с новым городом на Севере России — Романовым-на-Мурмане (Мурманском). Кандалакша в силу своего выгодного положения у самого берега Белого моря стала крупным железнодорожным узлом. Тогда же началось строительство Кандалакшского порта. Летом 1915 года там соорудили деревянную пристань и подвели к ней железнодорожную ветку. В Кандалакшу пошли грузовые пароходы, доставлявшие в разобранном виде закупленные в Америке локомотивы. Когда построили железную дорогу, около станции Кандалакша вырос железнодорожный поселок.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. немецкое командование придавало захвату Кандалакши большое значение. Враг прекрасно понимал, что взятие города отрежет от всей страны незамерзающий порт Мурманск и усложнит доставку военных грузов от союзников. Тяжелые бои на подступах к Кандалакше шли все лето 1941 года. Ценой огромных усилий наступающие немецко-фашистские части были остановлены на 87-м километре Аллакуртинской железнодорожной ветки.

Не достигнув цели, немцы бомбили Кандалакшу, но переломить ситуацию оказались не в силах — железная дорога работала надежно, обеспечивая бесперебойное движение поездов с военными грузами. После войны возобновилось строительство станции «Нива ГЭС – 3»; в декабре 1949 года она дала первый ток. Далее заполярные гидростроители ввели в строй третью гидростанцию — «Нива ГЭС–1» (1952), с пуском которой завершилось освоение энергетических мощностей реки Нивы. В 1984 году за героизм, проявленный жителями Кандалакши во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., город был награжден орденом Отечественной войны I степени.