Выставка «Экспедиция в Лапландию Д.К. Соловьева»

На онлайн-выставке представлены фотографии лапландской этнографической экспедиции Дмитрия Константинович Соловьева. Экспедиция состоялась в мае-сентябре 1911 года и была подготовлена по поручению Этнографического Отдела Русского Музея императора Александра III с целью изучения традиционной культуры Кольский саамов. Маршрут экспедиции пересёк весь Кольский полуостров, пройдя от Кандалакши по водной системе Имандра-Кола до острова Кильдин. Таким образом была собрана этнографическая коллекция из 56 предметов. В их числе – охотничье снаряжение, орудия рыбного промысла и деревообработки, домашняя утварь. Материалы, собранные Соловьевым Д. К., стали важным источником для изучения особенностей традиционной бытовой культуры западной группы кольских саамов.

«Белое море. Кандалакша, последнее русское селение перед полярным кругом». 1911 год. Фото: Д.К. Соловьёв. Хорошо виден Монастырский наволок с церковью Рождества Богородицы. Здесь в середине XVI века на левом берегу реки Нива под горой Крестовой возник Кандалакшский Рождества Пречистой Богородицы (Кокуев) монастырь. Задачей монастыря была миссионерская деятельность среди саамов Бабинского, Ёкостровского и «лешелопскиих» погостов. Использовался также в качестве места ссылки провинившихся монахов и священнослужителей. Наиболее известен среди них – протопоп Иван Неронов. Монастырь вёл активную хозяйственную деятельность – занимался рыболовством и солеварением. В XVI-XVII веках неоднократно подвергался нападениям финнов и «воровских людей». После упразднения монастыря в 1742 году церковь стала кладбищенской. Во время Крымской войны 6 июля 1855 года была сожжена англичанами. В 1865 году на прежнем месте при поддержке правительства была построена новая церковь Рождества Богородицы. В советское время закрыта, здание разобрано в 1940 году. «Лопари у своего зимовья». 1911 год. Фото: Д.К. Соловьёв. К XIX веку саамы заимствовали многие элементы русского костюма, но сохраняли традиционные головные уборы – шамшуры и перевязки. «Лопари. Лопарка держит в руках люльку с ребенком». 1911 год. Фото: Д.К. Соловьёв. У всех групп саамов бытовала колыбель, выдолбленная из куска ствола дерева в виде корытца овальной формы или лодочки с тонкими стенками. Над изголовьем прикреплялся каркас из деревянных дуг. Колыбель и каркас обтягивались тонкой оленьей кожей ручного дубления. С боков и со стороны ног прикреплялись свободные куски кожи, которые использовались для укрывания ребенка. К каркасу прикреплялся берестяной навес или полог из ткани для защиты ребенка от комаров. Вдоль корпуса по бокам люльки пришиты петли из крученой кожи. В эти петли продевается плетеная тесьма из шерсти, для зашнуровывания ребенка в люльке. При летних перекочевках колыбель с ребенком подвешивали к седлу вьючного оленя, а при зимних переездах брали с собой в керёжу. «Лопарь охотник в зимнем костюме». 1911 год. Фото: Д.К. Соловьёв. Охотник использует ружье с кремнёвым замком. К ружью прикреплён амулет-пуховка. «То же. Собака в специальном головном чехле для охоты на оленей». 1911 год. Фото: Д.К. Соловьёв. Малоизвестный способ охоты был обнаружен Д. К. Соловьевым во время его лапландской экспедиции в 1911 году. Чтобы собака не залаяла и не испугала зверя раньше времени, на голову ей надевали чехол. Подойдя близко к зверю, охотник стрелял, и только после выстрелов, если они были неудачными или зверей было несколько, спускал собаку. «Лопари». 1911 год. Фото: Д.К. Соловьёв. «Лопарское зимовье с двумя амбарами». 1911 год. Фото: Д.К. Соловьёв. В центре зимовья стоит «тупа» - лопарская зимняя жилая бревенчатая избушка, сменившая в конце XVIII веке вежу. Покрыта тёсом и дёрном на один скат. Отапливалась камельком – открытой печью наподобие камина. Амбары всегда устанавливались на возвышениях для сохранения съестных припасов и утвари от грызунов и хищников. «Лопарь». 1911 год. Фото: Д.К. Соловьёв. «Кандалакша. Русская церковь». 1911 год. Фото: Д.К. Соловьёв. Приходская церковь Рождества Иоанна Предтечи располагалась на правом «мирском» берегу реки Нивы, напротив Монастырского наволока. По сообщению Ростовской летописи, в 1526 году местные лопари обратились к царю Василию III c просьбой о присылке антиминсов и священников для освящения храма Рождества Иоанна Предтечи. Неоднократно перестраивалась, последний раз в 1801 году. Пострадала во время Крымской войны 6 июля 1855 года при артиллерийском обстреле со стороны англичан. Церковь была закрыта в 1940 году, здание сгорело в 1984 году. «Кандалакша. Могила с гробницей». 1911 год. Фото: Д.К. Соловьёв. Голбец или домовина – поморское деревянное надгробие в виде «домика» с окошком и столбом с крышей и встроенной в него иконкой «выговского литья». «Кандалакша. Кладбище». 1911 год. Фото: Д.К. Соловьёв. Посещая кладбище, родственники приносили к окошку в гробнице еду, окуривали могилы дымом – «грели покойников», били глиняную посуду, оборачивали столбы голбцов полотенцами. «Кандалакша. Могила с гробницей». 1911 год. Фото: Д.К. Соловьёв. Голбец или домовина – поморское деревянное надгробие в виде «домика» с окошком и столбом с крышей и встроенной в него иконкой «выговского литья». Посещая кладбище, родственники приносили к окошку в гробнице еду, окуривали могилы дымом – «грели покойников», били глиняную посуду, оборачивали столбы голбцов полотенцами. «Русский станок на берегу озера Имандры (Зашеечная)». 1911 год. Фото: Д.К. Соловьёв. До открытия пароходного сообщения Кольский полуостров соединялся с остальной частью страны Кольским трактом. Вдоль него от Ковды до Колы было оборудовано 10 почтовых станций – «ямов», где путешественники могли остановиться для отдыха, смены почтовых лошадей или других средств передвижения. «Мои лодочники в одном из заливов Имандры у устья р. Пиренги». 1911 год. Фото: Д.К. Соловьёв. Обслуживание почтово-пешеходного тракта Кандалакша-Кола было одной из важных доходных статей для расположенных вдоль него саамских погостов. Часть пути проходила на лодках или с помощью носильщиков. «Лопарская вежа». 1911 год. Фото: Д.К. Соловьёв. Вежа – конический шалаш из жердей, укрытый корой, берестой и дёрном, обычно служил жилищем в промысловое время. В XIX веке вежи устанавливались местах весенне-летнего промысла. «Оз. Имандра. Лопарская печь для печения хлеба». 1911 год. Фото: Д.К. Соловьёв. Саамы пекли пресные лепешки из купленной в русских селениях ржаной муки с примесью муки из сосновой коры.