Кола – самый древний город Кольского полуострова. Поселение получило своё название от реки Кола, где оно расположен. У происхождения названия есть две версии. Первая предполагает, что название пошло от финно-угорского «Кульйоки» — «рыбная река». Согласно другой версии, название происходит от саамского «Кольйок» — «золотая река».
Во времена царствования Ивана Грозного в Колу был направлен отряд из 400 стрельцов, которые построили Кольский острог площадью 4 гектара в 1583-1584 гг. В XV-XVII вв. он являлся отправным пунктом морских плаваний на промысел к островам Шпицберген (Грумант) и Новая Земля, а также была центром торговли региона.
В XVIII веке по приказу Петра I на месте прежнего острожного забора в Коле была построена деревянная крепость, чтобы создать прочный оплот на Севере. Но после заключения Ништадского мира (отвоевания от шведов берегов Балтийского моря) Кола утратила значение центра внешней торговли Московского государства на Севере.
Кола неоднократно подвергалась нападениям со стороны иностранных войск: шведов, датчан, англичан.
В 1854 году во время Крымской войны город Кола был полностью сожжен и разрушен англичанами, уцелели лишь Благовещенский собор и здание казначейства, построенные из камня. Нападение англичан стало самой трагической страницей в истории Колы – город был практически уничтожен. Из рапорта кольского городничего Г. Е. Шишелова от 13 августа 1854 года: «... в городе Коле строений остались деревянные кладбищенская церковь во имя Святой Троицы, часовня Всемилостивого Спаса, каменное здание казначейства и корпус, занимаемый присутственными местами, 20 частных домов...». Горожане были вынуждены переехать на временное жительство в другие поморские селения. Несмотря на предложения властей переселиться в другие местности, большинство колян вернулось в город.
После Крымской войны древняя «столица Русской Лапландии» уже не смогла вновь стать значимым пунктом притяжения административных, промышленных и коммерческих интересов.
В 1901 году в Коле проживало 503 человека, в 1910 году 659 человек. Основу населения составляли мещане. В 1928 году в городе появилось электричество. В 1934 году построена грунтовая дорога Мурманск-Кола. С расширением города Мурманска, ставшего 28 мая 1938 года областным центром, Кола стала его пригородом.
В Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Кола играла роль важной станции Кировской железной дороги и перевалочной базы через Кольский залив. Для переброски войск и техники здесь находилась понтонная переправа. С 1940 года в Коле дислоцировался 33-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион под командованием майора Ермошкина.
В Коле сохранились здания Благовещенского собора (1804-1807 гг.), здание Уездного казначейства (1807 г.) и поклонный крест (1635 г.). В Коле сохранилось одно из старых кладбищ Кольского полуострова – Кольский некрополь.
В Коле проживают потомки рыбопромышленников, поморов, потомки пугачевцев, которые хотят сохранить историю своих семей и города, в котором они живут.