В этом году исполняется 100 лет гражданской авиации России. 9 февраля 1923 года было принято постановление Совета Труда и Обороны СССР «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации», которое законодательно закрепило создание новой отрасли народного хозяйства - гражданской авиации. Давайте же окунемся на 100 лет назад и посмотрим, как зарождалась и развивалась эта неотъемлемая часть транспортной инфраструктуры нашего родного края.
Освоение Кольского Севера в тридцатые годы XX века сдерживалось отсутствием транспортной логистики между населенными пунктами. Железнодорожное сообщение не справлялось с этой задачей.
В 1931 году в область была отправлена экспедиция Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота. В её задачи входило определение будущих маршрутов полётов и мест базирования лётной техники. Первые аэробазы появились в Умбе и Хибиногорске (современный г. Кировск).
В феврале 1935 года 19-летний лётчик Пантелей Овчинников и бортмеханик Александр Морозов первыми совершили 28-и часовой перелёт по маршруту Ленинград – Кировск. Из-за погоды полёт выдался не простым, но авиаторы сумели благополучно добраться до точки назначения.
От времени первого полёта и до начала Великой Отечественной войны гражданский аэрофлот Заполярья развивался семимильными шагами. Основной базой всех заполярных авиаторов был современный аэропорт Тик-Губа.
В 50-х годах авиапарк воздушного флота Заполярья претерпел значительные изменения. Сменить самолёт Ш-2, на плечи которого ложились все гражданские авиаперевозки с 30-х годов, пришли первые Ан-2 и вертолёты Ми-1.
В это же время формируется первая эскадрилья реактивной техники, позволявшая совершать рейсы в Москву, Ленинград и города Краснодарского края. Тогда она базировалась в Килпъявре, но вопрос о создании новой взлётно-посадочной полосы был крайне актуальным для жителей и посетителей Мурманска.
В конце 1950х – начале 1960х вторым по величине аэропортом области становится «Кировск-Апатиты». К концу 1970-х из него ежедневно выполнялись рейсы в Москву, Петрозаводск, Ленинград, Псков, Мурманск, Вологду, Умбу и Ковдор. В 1994 году аэропорт был закрыт, функции «второго аэропорта области» перешли к аэропорту «Хибины», функционирующему по сей день.
На рубеже 1960х - 1970х годов проблема обработки пассажиропотока стала более явной. Для решения этой задачи началось строительство аэропорта на месте старого военного аэродрома. Аэропорт Мурмаши открылся в 1976 году. К началу 80-х годов в нём были развернуты маршруты во все главные южные города страны, а также в прибалтийские республики. Более полумиллиона человек в год пользовались услугами аэропорта.
Кроме аэровокзального комплекса и аэродрома были построены: гостиница на 220 мест, накануне 1978 года в Мурманске распахнулись двери городского агентства «Аэрофлота» на центральном проспекте города, пр. Ленина. С января 1979 года Мурманский аэропорт начал принимать самолеты Ту-154. Первый рейс был выполнен на Одессу. Затем стали выполняться рейсы в южные города: Сочи, Симферополь, Минеральные Воды, Краснодар.
В 2018 году был организован Всероссийский конкурс по переименованию аэропортов «Великие имена России» по итогам которого для аэропорта Мурманск было отобрано имя Николая Второго. Также прогнозируется масштабная перестройка терминала и прилегающей территории к 2025 году.